Перейти к контенту

«Выше всяких похвал»: в Москве завершились гастроли «Астана Опера»

Москва встретила горячими овациями и криками «Браво» выступление балетной труппы «Астана Опера» на сцене Кремлевского дворца! «Бахчисарайский фонтан», представленный казахстанской труппой в рамках 30-летия дипломатических отношений между Казахстаном и Россией, получил высокие отзывы театралов и музыкальных критиков.   

На знаменитой сцене развернулось яркое захватывающее действие, перенесшее зрителей во времена легенды о Хане Гирее, нежной и поэтичной Марии, страстной и ревнивой Зареме. Благодаря профессионализму казахстанской труппы, балетно-драматический спектакль в постановке художественного руководителя балетной труппы Народной артистки России Алтынай Асылмуратовой заиграл новыми красками. Он был выдержан в традициях классического балета, но при этом получился не скучный и иллюстративный, а гармонично сочетающий в себе острый драматизм и разнообразную эмоциональную палитру.  

Усилило впечатление театралов мастерство главных действующих лиц: Мария в исполнении ведущей солистки «Астана Опера» Заслуженного деятеля Казахстана Мадины Басбаевой  была очень убедительной, прекрасная техническая работа, актерская игра достойны самых больших похвал. Зарема Анастасии Заклинской  получилась запоминающейся, каждый ее отдельный танец нес завершённый смысл и был полноценным монологом, который служил продолжением сюжетной линии. Большой победой стало воплощение образов Вацлава и Нурали Данияром Жуматаевым и Куатом Карибаевым, артисты глубоко прочувствовали своих героев и тонко и многогранно передали их характеры. А вот исполнить партию Гирея для артиста – это серьезная заявка на сильную актерскую работу, с которой без сомнения справился Турлыхан Тойган. Он показал «перерождение дикой души» Гирея, произошедшее ценой невинной жертвы. 

Что до художественного оформления спектакля, то ключевой фразой для его характеристики может стать — произведение высокого искусства. А создали его выдающийся итальянский сценограф Эцио Фриджерио, обладательница премии «Оскар» художник по костюмам Франка Скуарчапино, а также художники по свету и проекциям – Виничо Кели и Серджио Металли. 

— В последние 10 лет в России регулярно пытаются вернуть в репертуар спектакли драм балета, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в провинции, но, к сожалению, они все время выглядят мертворожденными, всегда было ощущение, что эта эстетика умерла. Что артисты не способны его почувствовать, спектакль распадается на отдельно танцы и мизансцены. У «Астана Опера» я впервые увидела, чтобы драм балетный спектакль выглядел совершенно живым, как будто он поставлен недавно для этих артистов, что он им органичен, что им в этом интересно существовать. Практически все танцовщики с отличными данными, с отличной техникой, с прекрасной школой. Хореография выглядит на высоком уровне, особо хочу отметить, какие прекрасные характерные танцы. Причем не только Татарская пляска, эту пляску чаще всего все хорошо танцуют, но вот польские танцы даже в Мариинском театре выглядят не на должном уровне, у вас же очень живой Польский акт, и все польские танцы с корпусом, с руками, и ноги при этом «не отстают». 

Сцена Кремлевского дворца очень сложная, ее «победить» очень сложно. «Бахчисарайский фонтан» на этой сцене выглядел отлично, абсолютно вписанным. Удивительно, что для артистов нет противоестественности соотношения между сценой и залом, они занимают это пространство, которое обычно никто не умеет занять, — дала свою оценку выступлению ведущий российский балетный критик Анна Галайда.

— Спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, без преувеличения, стал событием в культурной жизни российской столицы. Начнём с того, что поклонники классического танца получили возможность увидеть шедевр Р.Захарова, который не идёт в Москве уже много десятилетий. Причём в оригинальной версии, бережно восстановленной Алтынай Асылмуратовой. И, конечно же, по-настоящему впечатлили и общий уровень подготовки труппы, и мастерство исполнителей ведущих партий, которых по праву можно назвать танцовщиками мирового масштаба. Мария в исполнении Мадины Басбаевой – невероятно трепетная, одухотворённая, танец балерины настолько воздушен, что она кажется почти неземной. Их дуэт с Вацлавом (Данияр Жуматаев)  завораживает изысканной красотой, романтичностью и в какие-то моменты буквально заставляет затаить дыхание – настолько виртуозно и элегантно танцовщики выполняют сложнейшие поддержки. Анастасия Заклинская (Зарема) – балерина, великолепно владеющая техникой танца, и при этом отличная актриса, создающая по-настоящему трагический образ. Великолепно владеет актёрским мастерством и Турлыхан Тойган (Хан Гирей). Что же касается Куата Карибаева (Нурали), то этот танцовщик поражает своей экспрессией, напором, темпераментом и, безусловно, феноменальными техническими данными.

«Бахчисарайский фонтан» от театра «Астана Опера» — это настоящий классический балетный театр в его высшем проявлении, когда спектакль продуман и простроен до мелочей – и режиссерски, и хореографически, когда солисты действительно великолепны, а массовые танцы безупречны по исполнению. При этом сценография также отвечает самым высоким критериям, — заключила балетный критик Марина Долганова.

Гастроли имели общий успех, достигнутый силами большого творческого коллектива. Спектакль удался, его посетили Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев и многие другие известные личности. Ну а восторженная публика выразила большую надежду на следующие встречи с труппой «Астана Опера». 

Опубликовано в Новости