Джакомо Пуччини
Опера
Действие происходит в Риме, 17 июня 1800 года.
опера в 3-х действиях
Либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики
по одноименной драме Викторьена Сарду
Премьера состоялась 14 января 1900 года в Teatro Costanzi (Рим)
Премьера в «Астана Опера» состоялась 9 мая 2014 года
Исполняется на итальянском языке
(сопровождается синхронными титрами на казахском и русском языках)
I ДЕЙСТВИЕ
Церковь Сант-Андреа в Риме
Монархическая Италия 1800 года. В церковь тайком пробирается бежавший из тюрьмы политический заключенный Чезаре Анджелотти. Здесь, в фамильной капелле сестры Чезаре – маркизы Аттаванти, спрятана женская одежда для его побега.
В церкви художник Марио Каварадосси работает над образом Марии Магдалины, ему прислуживает Ризничий, который с удивлением замечает в портрете сходство с маркизой Аттаванти, молившейся вчера в храме. Оставшись один, Каварадосси видит прячущегося в церкви Анджелотти. Он хочет помочь беглецу, но его окликает пришедшая в церковь Флория Тоска, знаменитая певица и возлюбленная художника. Рассеянность Каварадосси вызывает ревнивую подозрительность Тоски, которая усиливается, когда в картине Марио Тоска узнает маркизу Аттаванти. Художнику с трудом удается успокоить Тоску и уговорить ее уйти.
Каварадосси возвращается к Анджелотти и предлагает ему приют в своем доме, где на случай погони можно спрятаться в колодце возле сада. Раздается выстрел тюремной пушки, возвещающий о побеге Анджелотти. Каварадосси торопит беглеца покинуть вместе с ним церковь и укрыться в его доме.
Начинается подготовка к торжественной службе. В храм врывается шеф полиции Скарпиа вместе с сыщиками, разыскивающими бежавшего узника. Обнаруженный в капелле веер с инициалами маркизы Аттаванти и пустая корзина из-под еды Каварадосси наводят Скарпиа на след.
В церковь возвращается Тоска, ревность мучает ее. Скарпиа решает использовать подозрительность певицы. Он показывает ей веер с гербом Аттаванти и намекает, что художник ушел именно с маркизой. Тоска в отчаянии устремляется в дом Марио и Скарпиа посылает за ней сыщиков. Тоска становится невольной участницей адского замысла, в результате которого Скарпиа надеется не только поймать бежавшего заключенного, но и подчинить своей воле Тоску – предмет его тайной страсти…
Церковь наполняется певчими капеллы и горожанами. Начинается богослужение. Прихожане поют хвалебный гимн «Te Deum».
II ДЕЙСТВИЕ
Дворец Фарнезе
В своем кабинете Скарпиа ждет донесений. Барон передает Тоске приглашение явиться к нему после ее исполнения торжественной кантаты, которая звучит в честь победы итальянской армии над Наполеоном. Агент Сполетта сообщает, что в доме Каварадосси преступник Анджелотти не найден, но полиция арестовала самого художника.
Допрос Каварадосси не дает результатов. Появившейся Тоске Каварадосси велит ничего не рассказывать. Скарпиа отдает пленника палачу. Вкрадчивыми речами Скарпиа пытается выведать у нее тайну, но тщетно. Лишь крики пытаемого лишают Тоску самообладания, и она открывает местонахождение беглеца. Скарпиа посылает Сполетту за Анджелотти. Но в это время приходит Шарроне с известием, что торжество преждевременно: в битве при Маренго войска Наполеона наголову разбили итальянских монархистов. Каварадосси не скрывает радости. Взбешенный Скарпиа отдает приказ заточить художника в тюрьму.
Тоска умоляет барона освободить Каварадосси. Скарпиа обещает помиловать художника, если Тоска станет его любовницей. Спасение любимого сейчас единственное, что дорого Тоске – она дает согласие.
Скарпиа обещает ей, что расстрел будет произведен холостыми патронами. По ее требованию Скарпиа пишет пропуск для беспрепятственного выезда из города. Но, когда торжествующий Скарпиа хочет заключить ее в объятия, она вонзает нож в его грудь.
С письмом в руке Тоска спешит к Каварадосси.
III ДЕЙСТВИЕ
Тюрьма Сант-Анджело
Здесь ждет расстрела Каварадосси. Через час должна состояться его казнь. Марио пишет прощальное письмо Тоске.
Вбегает Тоска и возбужденно рассказывает об убийстве Скарпиа и о том, что казнь будет мнимой. Он лишь должен разыграть сцену ложного расстрела, а после ухода солдат они смогут бежать.
Входят солдаты. Гремит залп. Тоска бросается к упавшему возлюбленному, но к ее потрясению, он уже мертв… Приказ Скарпиа стрелять холостыми патронами оказался подлым обманом.
В тюремный двор подоспели сыщики. Убийство Скарпиа раскрыто, но Тоска полна решимости не дать им схватить себя. Она бросается с крепостной стены…