Перейти к контенту

Роден

Борис Эйфман

Балет

На музыку Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса, Жюля Массне. Премьера состоялась 22 ноября 2011 года. Премьера в «Астана Опера» — 22 ноября 2013 года.

Балет в 2-х действиях 

АКТ ПЕРВЫЙ

Сумасшедший дом, в стенах которого блуждают сомнамбулы-больные, – последнее пристанище Камиллы Клодель, возлюбленной великого Родена. Встреча со скульптором, посетившим ее в лечебнице, не приносит ничего, кроме боли и отчаяния. 

В своих воспоминаниях Роден переносится в прошлое… Мастерская скульптора. Здесь в глине и бронзе оживают его неистовые фантазии. Появление юной натурщицы Камиллы разжигает страсть в уже немолодом Родене. 

Невыносимо пробуждение в стенах сумасшедшего дома. Однако издевательства и побои со стороны других пациенток — ничто в сравнении с чудовищной пустотой, опутавшей душу Клодель. 

Жизнь престарелого Родена наполнена тоской. Ласки преданной Розы тяжелее оков. Скульптор погружается в воспоминания. В них он снова превращается в безудержного творца. Рядом с Роденом – Камилла, чья страсть и гениальный дар питают его. Безразличие Родена, одержимого Клодель, гнетет Розу. 

Безумие, которое в скором времени настигнет Камиллу, уже рядом: тревожное наваждение затуманивает ее рассудок. Но пока вся жизнь Клодель – нескончаемый вихрь, в центре которого – Роден. Не колеблясь, она отдает свой гений возлюбленному и учителю. 

Творческая зависть к Камилле зарождается в скульпторе. Успех приходит к Родену. Камилла, его соратница и соавтор, остается лишь безвестным созерцателем чужого триумфа.

АКТ ВТОРОЙ

В муках рождаются «Врата ада». Камилла самозабвенно трудится вместе с Роденом. Роза неотступно следует за ним, вызывая в скульпторе тягостные переживания и раскаяние. 

В его воображении оживает счастливая пора: юная Роза – прекрасная и цветущая вакханка, которую встречает на празднике винограда молодой Роден. 

Связь с мастером превращается для Камиллы в пытку. В порыве отчаяния она бежит от возлюбленного. Мимолетное увлечение случайным обольстителем не залечивает раны. Возвращение к Родену – судьбе и проклятию Камиллы – неизбежно. 

Скульптор в смятении. Его душа разрывается между испепеляющей страстью к одной женщине и искренней привязанностью к другой. Как разорвать замкнутый круг непрекращающихся терзаний? 

Камилла все ближе подходит к краю бездны. Работа над «Клото» – страшным гимном беспощадной Судьбе – окончательно иссушает ее душевные силы. Раздавленная критиками, Камилла в припадке ярости уничтожает скульптуру. Кошмарные видения преследуют Камиллу. Отвратительным чудовищем предстает перед ней Роден, повинный во всех страданиях несчастной. 

И не скрыться от волны безумия, поглощающей рассудок и душу Камиллы. Беспробуден погасший разум. Вновь бредут в никуда узницы сумасшедшего дома. И в жертвенном труде завоевывает творческое бессмертие ваятель, навеки неразлучный со своей музой.

Опубликовано в Репертуар