Перейти к контенту

«Бетховен – Бессмертие – Любовь»

Балет на музыку Л. ван Бетховена, И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Д.Хаубриха. Премьера состоялась 14-15 февраля 2020 года в ГТОБ «Астана Опера».

Балет в 2-х актах 

I АКТ

Картина 1. Похороны Бетховена

Вена, 1827 год.

Смерть Бетховена потрясла венское общество. Чтобы отдать последние почести композитору, на его похороны собралась не только вся элита австрийской столицы, но и толпы простого народа. 

Музыка Бетховена известна во всем мире, слава ее творца не знает границ. 

На похоронах появляются и неизменные спутники жизни Бетховена – Болезнь и страдание, любовь к музыке и вдохновение, а также его Бессмертная Любовь. Но теперь над великим музыкантом уже ничто не властно – ни время, ни пространство.

Картина 2. Болезнь 

Докучливый предвестник будущей трагедии и спутник юных лет Бетховена – появляется страшная для музыканта Болезнь – глухота. Нет ничего страшнее для композитора! Она угнетает и создает мрачную атмосферу. 

Картина 3. Юный Людвиг

Отец Бетховена воспитывает вундеркинда-сына в строгости. В доме царит жесткий распорядок: мать и два младших брата тоже обязаны каждый день посещать уроки отца. 

Но кроме родных в комнате присутствует Эвтерпа – муза вдохновения и любви к искусству, а также неотступно следующие за юным гением Болезнь глухоты и страдание – как тени дурного предзнаменования. 

Свободным от жесткой родительской опеки Бетховен становится лишь во время запоев отца. Тогда в уединении он может свободно предаваться поискам совершенства. Возникает мучительный тройственный союз: Бетховен – Эвтерпа – Болезнь. И если Эвтерпа дарит композитору жажду творчества, то Болезнь препятствует, посылая страдание. 

Картина 4. Венский бал

Высокое классическое искусство напоминает хрусталь – оно прекрасно в своей отточенной форме, ясно и точно по содержанию. Чистота, прозрачность, изящная огранка хрусталя обладают способностью передавать игру света. 

Аристократия и дворянство Вены представляют собой такое «хрустальное общество». Сам Бетховен, его музыка и свет, который она излучает, нужны человеку для того, чтобы отражаться в них и познавать самого себя, свои лучшие чувства и мысли.

В уникальном «Хрустальном дворце» благородное венское общество празднует, наслаждаясь присутствием Бетховена и великолепием его музыки.

Праздничный бал прохладен и прозрачен, словно хрусталь.

Но среди этого великолепия Бетховен испытывает одиночество, страх и тоску. В какой-то момент он случайно замечает появление женщины в красном – его Бессмертной Любви.

В стремлении достичь совершенства в искусстве Бетховен обращает взор к своим кумирам – двум музыкальным гениям – Гайдну и Моцарту. Оба выходят из своих парадных портретов, а затем появляется и Эвтерпа. Вместе они наполняют пространство комнаты атмосферой творческого вдохновения.

II АКТ

Картина 5. Бессмертная Любовь 

Бетховен остается наедине со своей Бессмертной Любовью. Она символизирует его желание быть любимым, стремление к удовлетворению плотских вожделений. Это момент наивысшей любовной страсти и одновременно зарождающегося внутреннего конфликта, вызванного необходимостью выбора между искусством и чувством к женщине, который к тому же осложняется тяжелыми жизненными обстоятельствами. 

В конце концов, Бетховен должен сделать выбор. Под бременем душевных мук, зарождающейся глухоты и неизбывных бытовых тягот он принимает решение следовать за Эвтерпой. Отныне самым верным его спутником становится одиночество.

Картина 6. Последние годы жизни 

Бетховен разрывается. Его решение отказаться от своей Бессмертной Любви в пользу искусства побуждает к творчеству. Но в то же время глухота заставляет его страдать и пытаться преодолевать, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Он борется за каждую ноту, за каждый миг улучшения состояния.

Изолированный от общества и внешнего мира, он сталкивается с тенями своего прошлого.

Картина 7. Симфония № 9

Симфония №9 – неподвластная времени! Вечная! Бессмертная!

Ее Финал, в котором хор исполняет оду «К радости» на слова Фридриха Шиллера, олицетворяет борьбу человеческого духа, жаждущего чистой радости, вне боли и страданий, но которому не суждено испытать ее во всей полноте и чистоте.

Бетховен сочинил свое утопическое произведение не для современников, а для потомков.

Райская атмосфера передана в белом цвете – символе вечности и бессмертия.

Бетховен стоит один. Он неподвластен времени и пространству!

Опубликовано в Репертуар